3 вечер 2.04.09 Карасёв

Творческий вечер в музее-квартире М.М. Зощенко

_____Мимо тех, кто интересуется серьёзной современной прозой, имя Александра Карасёва пройти незамеченным не могло. Карасёв по-настоящему дебютировал в литературе «Чеченскими рассказами», которые были опубликованы в толстых журналах самых разных направлений, от «Знамени» до «Нашего современника». Лауреат премии Бунина.
_____Каждый пишущий на любую тему вообще выдумывает её заново. Это не значит, что он ни на кого не опирается, что у него нет симпатий и антипатий, нет литературных предшественников. Всё это есть – но главное надо выдумать, пережечь в себе – на чувствах и мыслях, взятых в долг, далеко не уедешь. По большому счёту ничему написанному о чеченской войне в современной литературе я не верю. Ладно, скажем мягче, верю не до конца. Кто-то пишет, на мой вкус, слишком вдохновенно и ярко, у кого-то слишком много стреляют, у кого-то – слишком мало. Кто-то очень хочет понравиться своей трактовкой событий некоторому кругу полезных людей. Кто-то хочет впечатлить девушек – и начинает писать не о войне, а о себе, ковбое и терминаторе. Карасёву в некоторых его наиболее высоких проявлениях приходится верить.
_____Карасёв – художник с ярко выраженным, как и положено в России, общественным темпераментом. По его поведению в литературной среде уже сейчас можно заключить, что в дальнейшем, при органическом развитии своего дарования, он будет озвучивать неприятные истины, причём неприятные решительно для всех.
_____Сложившийся художник в отличие от человека «что-то там делающего в литературе в счастливые моменты досуга» мучается постоянно и изводит других. Ум, эрудиция и образование здесь решительно ни при чём. Художник одержим одной-двумя мыслями, он говорит всё время об этом, и в своём этом он отличается единственной, присущей только ему художественной зоркостью. Обычно это крайне раздражает постороннего наблюдателя. Потому что писатель в отличие от историка работает на нервах и эмоциях – он идёт всегда дальше других – на край ночи. Он рушит мифы, выстраивая свой, единственно верный. Насколько он окажется жизнеспособен – зависит от величины дарования.
_____Мастерство Карасёва-писателя растёт, это верный признак правильного развития. Большинство «Чеченских рассказов» по своему художественному облику всё-таки близки к очерку. В этом, кстати, нет ничего унизительного. «Предатель» – это рассказ от первого слова до решающей точки. Самое сильное в «Предателе» всё же не стиль, не язык, не точность наблюдений. Самое лучшее – драматургическая выстроенность, то, чего Карасёву в «Чеченских рассказах» сделать мало где удавалось.
_____О мастерстве Карасёва можно говорить много. Остановлюсь на некоторых моментах. Речь писателя «звучит» – ветерок здесь летуч и нежен, мотороллер тарахтит, и мы чувствуем его бензин, к детской игре в солдатики хочется немедленно и безусловно присоединиться, словом, гласные поют, а согласные не сбиваются в кучу. В лучшие моменты Карасёв пишет вообще «мимо слов».
_____Чтобы всё было не так славно, отметим существенный недостаток. Глубины человеческой психологии пока не совсем подвластны этому перу. До ужасающей толстовской точности здесь пока очень далеко.

Александр Мызников

 


Реклама
%d такие блоггеры, как: