МНЕНИЯ

3 вечер 2.04.09 Карасёв

Олег Ермаков

Возьмите рассказы Александра Карасёва, «Чеченские рассказы», это интересный пример минималистской психологической прозы. Там показан мятущийся человек, «одиночка в городе» – как именовали таких средневековые интеллектуалы из Басры, ну, почти таких, то есть тех, кто не находит себе места в современном городе, кто взыскует большего и носит смутный образ истинного града и истинной жизни в душе. Никаких доблестных побед и трескотни. Живая проза. Война у него не фетиш. А именно фетишизация войны и свойственна рассказам и повестям многих её участников, что придает этой прозе черты субкультуры: за горами оружия и грохотом не видно и не слышно чего-то главного.


3 вечер 2.04.09 Карасёв

Олег Павлов

 

Я её читал. Это круто.


3 вечер 2.04.09 Карасёв

Леонид Юзефович

 

У него замечательные, совсем небольшие по объёму рассказы.


3 вечер 2.04.09 Карасёв

Вадим Ярмолинец

Отличный сборник рассказов Александра Карасёва, прочёл с подачи Олега Ермакова, не отрываясь. Отличный автор, явно на подъёме, от такого хочется получить роман. Всё настоящее, написанное с простотой очевидца, которому ничего не надо украшать, делать художественным. Был приятно удивлён обнаружив, что это тот самый Карасёв, чей рассказ «Серёжки» пропагандирую в качестве образцово-показательного для конкурса «Дары волхвов».


3 вечер 2.04.09 Карасёв

Ян Шенкман

Журналы кишат эмоциональными откровениями людей, переживших много, но писать не умеющих. Данный случай – приятное исключение… Именно рассказы, а не воспоминания ветерана, вернувшегося из горячей точки. Лучшее в них — о людях, а не о перестрелках… Карасёв тратит две фразы на то, о чём принято сочинять романы.


3 вечер 2.04.09 Карасёв

Дмитрий Орехов

Карасёв – явно человек литературно образованный, он не раскидывает по страницам ни лишних слов, ни лишних эмоций.


3 вечер 2.04.09 Карасёв

Дмитрий Быков

_

Вообще Карасёв, по-моему, хороший писатель, он прозаик настоящий.


3 вечер 2.04.09 Карасёв

Кирилл Анкудинов

Это очень профессиональная проза. С наблюдательностью, с точным воспроизведением речи, с мастерским выстраиванием диалогов, с благородным лаконизмом языка, с сильными сквозными образами, с «боковой подачей» темы (когда самое главное происходит не на первом плане, а где-то сзади – как в фильмах Алексея Германа). Профессионализм стал довольно редким явлением в современной литературе – так что от души радуешься самому факту наличия профессионализма.


3 вечер 2.04.09 Карасёв

Елена Крюкова

Карасёв не повторяет своих «военных» предшественников. Он пишет густо, но просто. Плотно, но не так, чтобы внутри его прозы можно было задохнуться. С виду простота и даже прозрачность, и кое-где грубый солдатский юмор, через секунду становящийся нежностью, горечью и смертью. Но не в апологии смерти тут дело. И не в подробном описании боёв. «Морей крови» я в тексте не обнаружила. Зато обнаружила нечто гораздо более драгоценное, то, что легло абсолютом на мои размышления о войне. Этот абсолют – как ни странно, сердце. Живое сердце. Живая мысль… От прочтения осталось ощущение обретения друга. Думаю, это подлинное искусство. Здесь есть и вещность, плоть реализма, и летящий дух, чувство трансцендентного. Я бы сказала, что это чувство Бога – в абсолютно «небожественной» книге.


3 вечер 2.04.09 Карасёв

Михаил Бойко

Может показаться, что он заворожен эффектами, рождающимися при лаконизации текста, – чудесным превращением незавершённости, беглости и непрописанности в прицельность, рельефность и весомость. Но сам Карасёв часто говорит, что форма для него – не самоцель. А что же тогда самоцель? Предельная достоверность? Содержание? Смысловое наполнение? Похоже, что так. Не случайно он так возмутился, когда в своем напечатанном рассказе увидел «гробящую правку» – вместо армейского слова «бэтэр» грамматически более правильное «бэтээр».


3 вечер 2.04.09 Карасёв

Юлия Беломлинская

Меня удивило то, что Карасёв в результате существует как-то вне политики… Карасёв интересен. Необаятелен – но интересен. Ещё и своей полной непохожестью на нашего главного военного героя и любимца Прилепина. Они рассказывают в общем-то об одном, как бы играя на совершенно разном музыкальном инструменте. И если Прилепин явно числит в учителях писателей Гражданской войны: Иванов, Весёлый, Бабель – вся эта красочная палитра, то Карасёв скорее перекликается с более классическими военными летописцами прежних войн Российской Империи. Общее у них, конечно, в результате — нелюбовь к войне. Но у Карасёва ещё и нелюбовь к армии вообще, в том виде, в котором она у нас существует. У Карасёва я вообще не обнаружила любви, к чему бы то ни было. И сам он любви не вызывает. Но вызывает уважение, своей вполне чёткой и профессиональной литературной работой.


3 вечер 2.04.09 Карасёв

Роман Сенчин

Александр Карасёв пришёл в литературу, как я помню, с рассказами, критикующими состояние нашей армии. Видимо, тема эта исчерпана, и Карасёв занялся критикой состояния литературы, стал требовать навести порядок в нашей литературе. Какой-то неживой порядок он рисует нам – казарменный. Но литература – это не армия, и журналы – это не казармы, где все с подъёма до отбоя выполняют приказы (конечно, умные и полезные), всё находится на своих местах: полотенце для лица на одной спинке кровати, полотенце для ног – на другой, банкетки выстроены ровненькими рядами… Лучше пусть беспорядок и отсутствие критериев, чем такое.


3 вечер 2.04.09 Карасёв

Вячеслав Огрызко

Да, Карасёв – не ангел. Его порой так заносит, что становится просто страшно. Но надо признать: он никогда ни под кого не подстраивался. Карасёв ведёт себя в литературе абсолютно независимо. Ему никто не указ: ни влиятельные литературные генералы, ни раздутые либеральными редакторами лауреаты всевозможных букеров и «Нацбестов». Карасёв сам по себе. И на всё у него есть собственное мнение, пусть иногда и ошибочное. Так спорьте с ним по существу. Однако нашим либералам легче лишить бунтаря слова. Так, видимо, удобнее… Смельчакам, что смеют бросить вызов порочной системе, тут же устраивают обструкцию.


3 вечер 2.04.09 Карасёв

Максим Лаврентьев

Позиция обличителя литературных язв чрезвычайно уязвима вот с какой стороны. Правомерно ведь заподозрить обличителя в том, что он, бесталанный злобный карлик, пытается встать в круг высоких профессионалов, где ему совсем не место, или даже вытеснить их, чтобы самому занять чьё-нибудь кресло. И если бы всё обстояло именно так, на пышущего гневом сочинителя по фамилии Карасёв не стоило бы обращать никакого внимания, в крайнем случае многозначительно покрутить пальцем у виска. Однако автор «Чеченских рассказов» – замечательный писатель из того немногочисленного ряда лучших современных прозаиков, к которому принадлежит и создатель «Елтышевых». Именно они, а не та человеческая накипь, которую один из них честно и бескомпромиссно порицает, а другой несколько неуклюже оправдывает в споре, и есть современная русская литература, всё ещё что-то ищущая в источающих зловоние руинах советской империи.


3 вечер 2.04.09 Карасёв

Алексей Козлачков

_

Это узнаваемая мною война и близкое мне её восприятие. Это спокойный, трезвый и наблюдательный, без истерики взгляд на войну, который позволяет мне, как читателю, встать рядом с автором/рассказчиком, быть с ним солидарным, сочувственником его мыслям и переживаниям, рассматривать мир с ним вместе и с ним заодно.


3 вечер 2.04.09 Карасёв

Аркадий Бабченко

Александр Карасёв — он тоже был лейтенантом внутренних войск в Чечне, начал писать рассказы после Чечни. Это были совершенно антивоенные и замечательные рассказы. Мы практически дружили, потом он пропал из моего поля зрения. Полгода назад он меня тегнул на фотографии, там как раз я, Захар Прилепин и Саша Карасёв — мы сидим и выпиваем. Я зашёл к нему на страничку — он сейчас майор в ДНР.

_____

Отзывы на Ridero: https://ridero.ru/books/chechenskie_rasskazy/


_

Реклама
%d такие блоггеры, как: