Импрессионизм русского воина

 

Книга Александра Карасёва-Чеченские рассказы_____Редакция газеты «Литературная Россия» только что выпустила первую книгу Александра Карасёва «Чеченские рассказы».

_____Конечно, правду о войне можно узнать, почитав архивные документы, исторические труды. Или личные свидетельства о войне – воспоминания ветеранов, часто правдивые, мощные. Но вот беда, в литературе они, как правило, не остаются. Есть в них жизнь, но нет искусства. Хотя конечно для искусства они бесценный материал. Искусство, литература суммирует их, преодолевает субъективизм изложения, часто необъективность оценок и выдаёт собирательный образ, основанный на личном знании.
_____Александр Карасёв одним из первых вводит чеченскую войну в сферу литературы. Ценой гигантских усилий он трансформирует свой армейский опыт, составляя из него базу для жизненного и писательского прорыва. Он не кричит во всё горло о себе, не занимается бесконечными рефлексиями по поводу своей личности, он просто пишет рассказы с яркими индивидуальными и в то же время столь традиционными началами. Но всё же это не столько «военная проза», сколько проза о человеке. И не только, кстати, военная: есть рассказы о несложившейся любви, городские истории и др.
_____Главный фокус повествования Карасёва – герои. «Пиджаки – презрительное прозвище призванных на два года офицеров, прошедших подготовку на военных кафедрах гражданских вузов». Это герои «его войны». Саня Войтов, Серёга Ершов, Вова Аполлонов, Сантуций… Они пьют водку, бьют солдат, страдают от несчастной любви, могут нелепо выглядеть, иметь опыт наркотиков и даже подозреваться в гомосексуальных связях. Они не штампованно сильные и волевые, а просто – такие как есть, со своими слабостями и «тараканами» в голове. Но всегда – это личности, и от их постижения захватывает дух. Так, титаническая фигура капитана Фрязина в рассказе «Ферзь» буквально возвышается над всем остальным миром, который предстаёт не иначе как его фон. И в тоже время его образ не воспринимается каким-то картонным, искусственным, а именно живым и цельным. Такие герои, такие личности всегда поражают, всегда вдохновляют. Не его обстоятельства дёргают за ниточки, а они – кукловоды реальности. Хотя, конечно, в жизни всё бывает по-разному.
_____Автор каждый раз заново, каждым рассказом погружает читателя в ситуацию войны. Но сам рассказчик при этом отстранён, смотрит со стороны. В технике письма Александр Карасёв тяготеет к импрессионистичности. Он не вязнет в деталях и подробностях. Его война чеканится ёмкой и отточенной, будто штык фразой. Бежать за сюжетом его рассказов – пустое дело, весь их смысл таится в конкретной фразе, в каждой из них – мысль, анализ обретенного опыта, становящийся житейской мудростью.
_____«Чеченские рассказы» представляют собой монолит мудрости, житейской правды и юмора. Это не просто сборник рассказов, а скорее – роман в новеллах. Лаконичные, яркие, энергичные рассказы, связаны единством замысла. Сюжетные линии пересекаются, но не всегда совпадают. Всё пережито, выстрадано, чувствуется необычайно мощная личностная позиция, система ценностей, на самой вершине которой – жизнь, даже если в какой-то момент кажется, что она ничего не стоит.

Андрей Рудалёв

_____Рудалёв А. Импрессионизм русского воина // Литературная Россия. 2008. № 18-19. 9 мая.
Реклама

Написать отзыв

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: